Акцизы на бензин замедлят регионы

21 мая 2021, 1:40

Предложение Минфина о повышении акцизов на бензин с 1 апреля 2016 года, которое сейчас обсуждается в правительстве, может спровоцировать новую волну кризиса в региональных финансах. А заодно – существенно уменьшить позитивный эффект от импортозамещения в сельском хозяйстве. Сейчас у региональных администраций просто нет дополнительных ресурсов на компенсацию роста цен на горюче-смазочные материалы в период посевной кампании.

Если предложение Минфина будет поддержано в правительстве и Госдуме, к началу посевной кампании розничная стоимость литра самого ходового – «девяносто пятого» — бензина может уйти выше планки в 40 рублей. Хранители государственной казны объясняют необходимость роста акцизов интересами бюджета, который сильно просел из-за падения мировых цен на нефть.

Сейчас цены пока только подбираются к этому уровню. Ведь предлагаемое Минфином решение – не первое повышение акцизов на автомобильное топливо в текущем году. Акцизы на бензин стандартов «Евро-5» и «Евро-4» выросли с 1 января 2016 года. В первом случае на 36,1%, а во втором – на 43,8%. Просто пока не до всех потребителей это повышение еще дошло. В январе на заправках был бензин, который завезли еще в прошлом году. Спрос был невелик, и закупки новых объемов начались чуть позже начала года. Но рост цен уже хорошо виден в оптовом звене. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже котировки бензина поднялись на величину акциза в течение нескольких дней после праздников.

Литр дизельного топлива – в случае утверждения новой идеи Минфина – будет расти весной чуть медленнее. Ведь вместо двух рублей – как в случае с бензином — акциз на него предлагается поднять пока только на рубль.

Наверное, такое повышение акцизов на топливо будет не слишком обременительным для автолюбителей. Бак бензина подорожает – если брать простой арифметический расчет и не учитывать рост стоимости доставки топлива и другие косвенные факторы – примерно на 100-200 рублей в зависимости от модели автомобиля. Бака в среднем вполне хватает на неделю – если не совершать дальних поездок, а кататься на работу и домой. Гораздо больше владельцы машин платят ежедневно за парковочные места в Москве.

Однако с дизельным топливом несколько сложнее. Поскольку кроме автолюбителей оно необходимо и для тех, кто работает в сельском хозяйстве. Один трактор во время посевной кампании легко расходует бак «дизеля» в день. В зависимости от модели – это примерно от девяноста до нескольких сотен литров. При высоких объемах работ дополнительный один рубль акциза легко превращается в миллионы, которые резко снизят и без того невысокую доходность в агропромышленном комплексе. Это может уменьшить привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство и полностью нивелировать и без того невысокий в условиях дефицита кредитных ресурсов эффект импортозамещения.

Любопытно, что в эффективности нового повышения акцизов как панацеи для бюджета и экономики сомневаются даже коллеги минфиновских чиновников – представители ФАС. «Акциз – этот тот налог, который непосредственно влияет на стоимость топлива. Увеличение акцизов повлияет на увеличение цен на топливо. Если это произойдет, то Минфин не достигнет желаемых целей, потому что повышение цен на топливо может привести к снижению объемов потребления и как следствие к снижению поступления доходов», — цитирует агентство «Регнум» замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина. По оценке его ведомства, доля налогов в розничной цене бензина уже превышает 60%. И дальнейшее усиление нагрузки неминуемо приведет к увеличению торговли «бодяжным» бензином. А это значит, скорее всего, что доходы казны будут не увеличиваться, а сокращаться.

Председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной думы Юрий Конев уверен, что любые движения по акцизам по нефтепродуктам приведут к увеличению цены на ГСМ. «Это предложение, над которым надо еще подумать, взвешивать и может быть остановиться, пока не принимать», — считает его коллега Николай Яшкин.

Исполнительный директор ООО «Центр управления и права» Константин Барановский также критически оценивает воздействие предложение Минфина на экономику в целом. «На фоне экономической неурядицы обременять бизнес – не самое лучшее решение, тем более в такой деликатной сфере, как акцизы на топливо. Эффект от повышения акциза – негативный, к тому же он мультиплицирован», — сообщил он, добавив, что возросшие расходы производители топлива компенсируют за счет роста стоимости как в оптовом, так и в розничном звене. А это удорожит перевозки, приведет к росту стоимости товаров и услуг.

Что же касается сельского хозяйства, то, по оценке эксперта, потребности в горюче-смазочных материалах там и вовсе колоссальные и стоит ожидать рост себестоимости урожая и, как итог, его подорожание для конечного потребителя. «Возможно, лучше поумерить аппетиты и не увеличивать вновь акциз. Должна же быть разумная фискальная политика. Учитывающая все действующие факторы, в том числе – в средне- и долгосрочной перспективе», — отметил он.

Очевидно, что инициатива Минфина болезнее всего ударит по аграрным регионам. Традиционно стоимость топлива в период посевной – очень чувствительный момент. В том числе – и с социальной, и с электоральной точек зрения. Резкое ухудшение условий работы в предвыборный период может далеко не лучшим образом сказаться на социально-экономической обстановке и привести к снижению числа сторонников правящей партии.

Но и другие регионы тоже ощутят негативный эффект от роста акцизов. Помимо очевидного влияния на инфляцию, рост акцизов снизит доходность в таких секторах, как торговля, логистика, строительство и ряде других. Несмотря на то, что часть акциза может пойти в региональные бюджеты, косвенные потери от дальнейшего замедления региональной экономики могут оказаться гораздо выше.

Виктор Кабанов