Дыры в Таможенном союзе: как Белоруссия пытается вернуть «нефтяной оффшор»
После введения в 2011 году механизма экспортных нефтепошлин, которые Белоруссия должна была возвращать в Россию, российские экспортеры получили возможность «эффективно отменеджерить» действующие правила.
Как-то так «случайно» получилось, что некоторые виды нефтепродуктов (те же растворители) были освобождены от возврата экспортных нефтепошлин в российский бюджет. Дальнейшее оказалось делом техники. Например, российский прямогонный бензин (нафта) путем несложных манипуляций с документами и небольшим количеством добавок превращался в белорусские растворители. Правда, после пересечения таможенной границы (белорусской) эти «растворители» возвращались в свое первичное состояние, то есть обратно в бензин.
Еще были манипуляции с нефтью и «мазутом», размеры экспортных пошлин на которые заметно отличались. Ничего удивительного, что стоимость «растворителей» была близка к стоимости бензина, а стоимость «мазута» — к стоимости нефти.
Первоначально объем «растворительной» схемы был не таким уж значительным — постепенно нарастая, в 2011 году оборот составил около 3,2 млн т на сумму 2,8 млрд долларов. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. В пике своего расцвета в 2012 году месячный оборот «растворительной» схемы составлял уже 1,1−1,2 млн т на сумму 0,8−0,9 млрд долларов. По оценкам, заработок на этих схемах составил до 2 млрд долларов. Российские участники свою долю оставили себе, а белорусская доля практически полностью попала в белорусскую экономику. Во всяком случае происхождение 1,5 млрд долларов в балансе Белоруссии объяснить иначе достаточно сложно.
Но всему приходит конец, особенно когда участники схем переходят определенную грань. В августе 2012 года по прямому распоряжению руководства России схема была закрыта. Попытки вернуть нефтепошлины в российский бюджет закончились ничем — формально нарушений не было, а пробелы в законодательстве нарушениями не являются. К тому же, по всей видимости, возможности российских участников схемы оказались достаточны, чтобы замять скандал, да и публичных разборок с союзником по Таможенному союзу российскому руководству не сильно хотелось.
На какое-то время о схемах с нефтепродуктами забыли. Следующий раз они обнаружились в конце 2013 года. В ноябре 2013 года начался экспорт «битума» в Великобританию. В довесок резко активизировалось сотрудничество с той же Великобританией по нефтепродуктам. При этом российская сторона никаких претензий не выставляла. Из значимых событий в белорусско-российских отношениях, случившихся в это же время, можно назвать только появление российских самолетов на территории Белоруссии. Да и сумма схемы с «битумом» в 30−50 млн долларов в месяц больше была похожа на «компенсацию» за право пользования военным объектом. И даже когда во второй половине 2014 года цены на нефть и нефтепродукты начали снижаться, оборот схемы в денежном выражении не изменился, просто выросли физические объемы экспорта «битума».
Всего в 2014 году оборот «битумной» схемы составил более 1 млн т на сумму почти 0,5 млрд долларов. Конечно, с «растворительной» схемой не сравнить, но даже и такая помощь для Белоруссии оказалась кстати. В принципе, эти деньги можно рассматривать и как российскую помощь Белоруссии, пусть и в такой сложной форме — не всегда нужно светить свои действия, проводя их официально через бюджет. Соответственно, ничего удивительного нет в том, что с 2015 года, когда начало работать соглашение о разделе экспортных нефтепошлин между Белоруссией и Россией (то есть Белоруссия начала оставлять себе ежемесячно порядка 100 млн. долларов нефтепошлин), схема с «битумом» была прекращена. Тем более что с 2015 года «случайно» в разы вырос экспорт в Великобританию белорусских нефтепродуктов.
Всего же за 2014 год экспорт белорусских нефтепродуктов в Великобританию составил 3,4 млн. т на сумму 2,4 млрд долларов. За первую половину 2015 года экспорт белорусских нефтепродуктов в Великобританию вырос на треть в денежном выражении (более 2 млрд долларов) и в 2,5 раза (5,3 млн т) в физических объемах. В 2015 году Великобритания вообще стала основным покупателем белорусских нефтепродуктов. Доля экспорта нефтепродуктов в Великобританию в первой половине 2015 года выросла в 2 раза с 30% до 60% от всего объема.
Одновременно в 2015 году после введения новых правил распределения экспортных нефтепошлин поставки российских нефтепродуктов в Белоруссию выросли в 2,2 раза в денежном выражении (почти 180 млн долларов) и в 4,4 раза (до 0,5 млн т) в физических объемах. Что особенно интересно на фоне постоянных заявлений о проблемах с нефтепродуктами на российском рынке и обязательствами Белоруссии поставить 1,8 млн т нефтепродуктов в Россию, из которых за полгода поставлено менее 0,4 млн т. Учитывая, что стоимость импортных российских нефтепродуктов меньше стоимости экспортных белорусских на 30−50%, то вполне возможно начала работать новая схема. Пока оборот этой схемы невелик, особенно по сравнению с «растворительной» схемой в период ее расцвета, но та эпопея тоже начиналась с малого…