Освенцим — страж истории
Однажды в Праге я оказался в Музее коммунизма, расположенном в самом центре чешской столицы. Оговорюсь, что я не поклонник социалистической идеи и, казалось бы, в музее мне должно было понравиться.
Однако чем дольше я ходил по его небольшим комнаткам, ощущения от выставки становились все более и более неприятными. Некоторое время не удавалось понять, чем же «царапает» душу эта экспозиция, и что мешает предаться в уличном кафе за кружкой чешского пива хорошо знакомым рассуждениям о порочности идеологии и практики социализма.
Вскоре стало понятно, что. В ту же поездку мы оказались на площади Интербригады, у трехметрового памятника маршалу Ивану Коневу, и наши пражские знакомые рассказали, что в Чехии регулярно возникают инициативы по «нейтрализации» этого памятника — кто-то предлагает дополнить слова на постаменте «будучи командующим 1-го Украинского фронта, 9 мая 1945 года он спас Прагу от разрушения» пояснениями, что Конев при этом был представителем «московских оккупантов»; кто-то предлагает сделать пониже внушительный гранитный постамент; кто-то считает нужным перенести памятник в пригород; ну, а некоторые радикалы и вовсе предлагают его снести. Бывали случаи вандализма, когда памятник обливали краской.
«Ну, это же можно понять, — вздохнул сопровождавший нас житель Праги. — Ведь чехи так сильно пострадали от коммунизма. Так никто в мире не пострадал».
Ей-богу, не вру. Вот именно так и было сказано. Мы, жители Сибири, потомки ссыльных да кулаков, даже не нашлись, что на это сказать.
Но благодаря этому высказыванию вдруг стало ясно, что же было не так с музеем коммунизма. По большому счету, он не столько антикоммунистический, сколько антироссийский. Он иллюстрирует геополитическую модель, в которой большой восточный сосед является непримиримым противником и конкурентом условной «атлантической» и европейской систем. Именно от Москвы проистекали беды Европы, и «с Востока не может прийти ничего хорошего», — вот какой лейтмотив угадывался в Музее коммунизма. Русская матрешка со звериным оскалом — лучшая иллюстрация этого геополитического лейтмотива. Именно эта матрешка и милый олимпийский мишка с «калашниковым» наперевес зазывают посетителей в музей на Пршикопе, дом 10.
Последние события в мире показывают, насколько привычно и уютно для европейцев такое восприятие восточного соседа, и дело, повторюсь, вовсе не в социалистической идеологии, с которой вроде бы как ожесточенно боролся и Адольф Гитлер. На самом деле он, как и многие другие европейцы, ненавидел «восточных варваров», был не прочь уничтожить их и заодно завоевать такой ценой «жизненное пространство»… Кстати сказать, Гитлер иногда произносил такие речи про европейскую цивилизацию и необходимость сплочения Европы, что их вполне можно без особенных купюр использовать и нынешним брюссельским бюрократам.
Некоторые исследователи считают, что Вторая мировая война была логическим продолжением Первой мировой. И если бы не пещерный нацизм идеологов Третьего рейха, война так и осталась бы пусть и крупной, но все же ни чем особенно не примечательной «разборкой» соседей по европейской квартире, восстановлением «исторической справедливости» в виде возвращения в лоно Германии Австрии, Эльзаса, Данцига, Судетской области и т. д. Мало ли таких катаклизмов переживала Европа за последние тысячелетия: «Милые бранятся — только тешатся». Во всяком случае, на центральных улицах Праги мы не нашли музея нацизма, и о трагедии в Лидице — уничтожении целого шахтерского поселка в 1942-м — можно узнать, только побывав непосредственно в этом городке, расположенном неподалеку от аэропорта имени Вацлава Гавела. Европейцы потому и считают возможным закрыть глаза на роль «мюнхенского сговора» в провоцировании войны, поскольку это их «внутреннее» дело. А вот к России подход совсем другой — жесткий, непримиримый, бескомпромиссный.
Сегодня уже никого не удивляет, что некоторые современные западные политические лидеры ставят Россию в один ряд с исламскими террористами, заявляют, что Россия наряду с ИГИЛ является главной угрозой международной безопасности, и возлагают на нашу страну равную (уж спасибо, что пока хотя бы не большую) с нацистским рейхом ответственность за развязывание Второй мировой войны. Это продолжение того самого геополитического лейтмотива, что напевают посетителям пражского музея коммунизма. Есть мнение: Россия в глазах западного мира давно стала бы главной виновницей и главным преступником Второй мировой войны, если бы не Холокост. Очевидные преступления нацизма против человечества, в первую очередь — развязанный и доказанный геноцид еврейского народа, ставший самым известным примером геноцида в XX веке — мешают совершить этот последний шаг.
Так получилось, что маршал Конев, памятник которому так «задевает» некоторых пражан, освободил не только столицу Чехии. Пражская операция завершилась 12 мая 1945 года, а несколькими месяцами ранее — 27 января 1945-го — войска Первого Украинского фронта, которыми командовал Конев, освободили комплекс лагерей в польском местечке Освенцим. Именно этот день был установлен Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Международного дня памяти жертв Холокоста.
«Лагерь смерти» Освенцим стал символом бесчеловечности нацизма, и это немудрено. На протяжении пяти лет здесь планомерно и методично убивали людей — сотнями и тысячами в день. Некоторые историки говорят, что на Земле больше нет таких мест, где на столь ограниченном пространстве было умерщвлено столько людей. Считается, что здесь погибли 1,4 млн человек, хотя некоторые советские исследователи называли цифру в три раза большую.
Когда в лагерь вошли советские войска, там находилось всего около семи тысяч обессиленных заключенных. Но осталось множество свидетельств невиданных ранее преступлений. Советские солдаты, освобождавшие Освенцим, были под огромным впечатлением от зверств, которые там творились.
За несколько дней до прихода освободителей фашисты начали уничтожать или вывозить из лагеря доказательства своих злодеяний, но даже с учетом этого здесь обнаружили 1 185 345 костюмов, 43 255 пар мужской и женской обуви, огромное количество зубных щеток и кисточек для бритья и других предметов домашнего обихода. Это вещи людей, на которых, невзирая на возраст и пол, был испытан «Циклон «Б», на которых ставили чудовищные медицинские опыты, которых методично и планомерно сжигали в крематориях и уничтожали в огромных газовых камерах, которых заставляли работать в нечеловеческих условиях… До сих пор сложно понять, как такое стало возможным.
Освенцим как неумолимый и беспристрастный символ фашистских злодеяний, до сих пор мешает «коренным европейцам» снести памятник Коневу, который изображен с букетом сирени в руках. Память об Освенциме все еще не позволяет «великим державам» дойти до логического завершения своих многолетних усилий по пересмотру истории и окончательно объявить восточного соседа источником вселенского зла…
Хотя сложно не вспомнить, как в прошлом году из 70-летия освобождения лагеря некоторые европейские политики пытались сделать антироссийское шоу. Объясняя причину, по которой на мероприятия не пригласили президента России, министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына заявил, что концлагерь освобождали украинцы — он, видимо, слышал название фронта, которым командовал Иван Конев, и не смог пройти мимо возможности вбить еще один клин между братскими народами.
Очень жаль, что в такой день приходится все это вспоминать. В этот день нужно просто скорбеть, а не волноваться, что правда будет забыта. Ведь за нее заплатили такую огромную цену.
Смотрите галерею фотографий освобожденного Освенцима