Смена главы МИД Грузии: «шило на мыло» или что-то серьёзное?
В тбилисской гостинице «Кортъярд Мариотт» проходит ежегодная встреча руководителей дипломатических миссий Грузии за рубежом — амбассадориал. Такие мероприятия проводятся более 15 лет.
В целом это занятие рутинное, но не на сей раз. Накануне премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили освободил Тамару Беручашвили от занимаемой должности, назначив на пост главы внешнеполитического ведомства Георгия Квирикашвили, который ранее руководил министерством экономики.
Грузинские эксперты стали высказывать разные версии. Так, руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани отметила, что отставка главы МИД «была довольно ожидаемой». По её словам, «сразу после того как Майю Панджикидзе и Ираклия Аласания отправили в отставку, они заявили, что правительство меняет пронатовский, прозападный курс, поэтому они уходят сами». Поэтому назначение Беручашвили, представителя «западной» политической партии в Грузии, ставило целью «показать, что нет консолидированного демарша, что не вся команда уходит вместе с Панджикидзе». Как бы то ни было, смена главы МИД Грузии после визита в республику генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, в ходе которого открыт учебный центр альянса в Крцаниси (теперь уже бывшая глава МИД Беручашвили, оценивала его как «важный вклад в дело безопасности в регионе и вклад Грузии в евроатлантическую безопасность»), нельзя воспринимать иначе, как определенное знаковое событие.
Тем более что МИД России расценил этот шаг как продолжение провокационной политики альянса. Акция может негативно сказаться, да и вообще обессмыслить продолжение переговорного процесса в формате Карасин — Абашидзе, так как по факту необходимо будет признать переход Грузии в круг враждебных России стран. Если раньше Тбилиси на подсознательном уровне рассчитывал решать свои проблемы в контексте переговоров Россия — Запад, то сейчас такие возможности исчезают, так как грузино-российские отношения, которые за последние несколько лет оказались самыми спокойными, могут вступить в фазу очередного кризиса. Не случайно председатель партии «Нейтральная Грузия» Валерий Кварацхелия заявил, что «открытие учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии является необдуманным шагом, который вызовет раздражение России», и что «это шаг не был в пользу будущего Грузии, а наоборот».
На открытии амбассадориала глава кабмина Гарибашвили, представляя участникам нового руководителя МИД Квирикашвили, изложил своё видение задач, стоящих перед грузинской дипломатией. Прежде всего, она должна быть «верна своему внешнеполитическому курсу, которому нет альтернативы». Под сим подразумеваются «серьезные успехи в отношениях с НАТО… стремление Грузии к евроинтеграции, а также углубление отношений с Китаем, со странами Азии, а также Ближнего Востока». Что касается России, то в отношении её Грузия намерена проводить «прагматичную и разумную политику», поскольку «у мирного диалога и прагматичной политики нет альтернативы». Что касается отношений со странами региона, то придётся точно процитировать министра: «Продолжится стратегическое сотрудничество с Азербайджаном и Турцией. Также продолжатся и традиционные близкие и дружеские отношения с Арменией». Кстати, последнее вызывает раздражение в Баку.
Однако Европа и НАТО пока ещё далеки от Тбилиси. Власти Грузии неоднократно заявляли, что надеются на введение безвизового режима с Европейским союзом к концу 2015 — началу 2016 года. Но вдруг обнаружился кризис миграции, что, по словам грузинского посла в Евросоюзе Натали Сабанадзе, «может отрицательно повлиять на процесс введения ЕС безвизового режима для граждан Грузии». Как отмечает эксперт Гиа Нодиа, проблема состоит в том, что Североатлантический альянс стал терять пружины и механизмы своей стратегии в Закавказье, использует приемы символических жестов, превращая при этом Грузию «в назойливый аппликант, которого полагается время от времени похлопать по плечу».
В Брюсселе воевать за Грузию, как и за Украину, никто не собирался и не собирается. Поэтому члены НАТО выступают против принятия Грузии в свои ряды, так как не желают брать на себя ответственность за её безопасность. Тем не менее Тбилиси пытается нащупать промежуточный путь через Турцию и Азербайджан и выстроить в этом треугольнике какой-то приемлемый для всех участников баланс интересов и сил. Через Грузию сейчас проходят практически все крупные энергетические и транспортные проекты (нефтепроводы, газопровод, железная дорога) из Азербайджана в Турцию. Все они, по оценке экспертов, имеют «широтный» характер в силу постепенного выхода Ирана из режима санкций. Баку вряд ли будет руководствоваться добрососедскими историческими чувствами по отношению к Тбилиси, если тот пойдет по пути маргинализации его геополитического влияния в регионе через расширения сотрудничества с Арменией.
Теперь Грузии пора задуматься и о «меридианальном» проекте, который бы связывал её с Россией, Арменией и Ираном. Тбилиси подписал Соглашение об ассоциации с ЕС, в которое входит договор о создании Зоны свободной торговли. В свою очередь, Азербайджан такое Соглашение не подписал, а Армения присоединилась к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому пространству. Но, как показывает исторический опыт, долго рядиться в одежду «единственного европейца в Закавказье» Грузии не удастся. Эпоха, когда грузинские политики надеялись на Европу и США, уверовав в лозунг «Запад нам поможет», завершилась, а в системе опеки Тбилиси со стороны Турции и Азербайджана появились серьёзные трещины, тогда как в Закавказье ощущается возрастающее влияние России. Удастся ли новому главе МИД Грузии уравновесить влиятельных внешних игроков и выстроить баланс во взаимоотношениях с соседями, быстро станет очевидным.